Андрей Подшибякин "Последний день лета"

Смешанные чувства. С одной стороны, это жанровый роман, где с треском провалена жанровая составляющая, с другой - как роман бытописательный, абсолютно состоятельное произведение, которому время и место приносят все его победные очки (автор действительно хорошо знает описываемую эпоху и реалии, он в них рос). 

Ростов-на-Дону, 1993 год, четверо друзей-восьмиклассников нечаянно пробуждают древнее зло. 

И тут сразу оговорюсь, поминать кинговское "Оно" всякий раз, когда компания детей или подростков сталкивается с загадочным злом, как по мне, сомнительная мода (хороший роман "С ключом на шее" Карины Шаинян вот тоже только ленивый не сравнил с "Оно", и, конечно, с лёгким уничижительным оттенком, мол, слизано-то очевидно у Кинга, а, значит, неоригинально). Ну, да, есть такая штука, как жанровые тропы, и напишите что угодно в жанре ужасов и мистики, скорее всего окажется, что нечто подобное уже было у Кинга, потому что уж он-то, как никто, знает толк в этом деле и сюжетные тропы ужасов давно использовал все. С тем же успехом любого автора-детективщика можно упрекать в эпигонстве, если ему вздумалось выстраивать сюжет вокруг фигуры сыщика с хоть сколько-то выдающимися аналитическими способностями. Короче, давно мечтаю, чтобы горшочек автоматического сравнения любого хоррора с кинговским перестал варить. 

А главная жанровая проблема "Последнего дня лета" в том, как механически в нем работает то самое древнее зло, попутно теряя весь свой пугающий флёр и очень зримо превращаясь в удобную автору функцию - этакого безотказного deus ex machina, при помощи которого раз за разом можно двигать действие дальше в нужном направлении. И если в первой трети романа, где существование загадочной злой силы, пока что спящей под курганами вблизи древнего города Танаиса (за 36 км от Ростова), нам только декларируют, постоянно намекая, что уже вот-вот... скоро пробудится... сила эта действительно пугает, то во второй половине книжки, когда сила уже орудует вовсю, предсказать каждое следующее её появление становится проще пареной репы: у нас тут напряженный эпизод, из которого никак не выкрутиться - а ну, ща древнее зло встрянет! И ведь действительно встрянет, как всегда вовремя. Больше оно в этой истории низачем не нужно, раскрытию или уж тем более развитию характеров четверки главных героев не способствует никак, и, порой кажется, даже сами герои втайне понимают, что древнее зло у них тут какое-то скучное и невтемное, частенько о нем забывают, а, выслушав ближе к финалу очередной устрашающий спич, так и вовсе шлют его матом (угадайте, что в этой истории сделает древнее зло, когда его обматерили и послали). 

Зато в остальном, т.е. минус унылый ужас из-под курганов, "Последний день лета" действительно страшный, динамичный и колоритный роман. Леденящая кровь южная готика (в послесловии автор сам проводит такую аналогию, замечая, что юг, о какой бы стране ни шла речь - это всегда "особая атмосфера", и прямо называя среди своих референсов первый сезон True Detective) о Ростове 90-х, с бандитами, ментами, неотличимыми от бандитов, подростками, всерьез мечтающими в перспективе бандитами стать, районами, населенными таким контингентом, что и сами бандиты, коль скоро они не из местных, предпочитают туда не соваться. На этом фоне, а еще на фоне новостей из телика про всякую "взрослую хренотень" (как определяет это один из главных героев), то бишь, сотрясающие страну политические перемены, взрослеют четверо типажных ребят: Пух, книжный мальчик из интеллигентной профессорской семьи, где родители вдруг начинают бурно спорить о той самой политической "хренотени"; хорохористый Крюгер, любитель крутых зарубежных боевиков, издерганный вечными скандалами дома (папа пьет, мама ругается, идти после школы домой вообще неохота); сирота Новенький, после смерти родителей оказавшийся на попечении у бабушки, чьей пенсии не хватает даже на еду; и обаятельный Шаман, спортсмен и добряк, старший брат которого - правая рука главного городского бандоса. Обрамляет историю четверых подростков, подружившихся волей случая (влипли в одну общую разборку с районовской гопотой), внушительная галерея более или менее проходных персонажей, чьи микроистории, едва пересекаясь с центральной линией или прочно вплетаясь в неё, дополняют общую картину Ростова 90-х. Картину, кстати, абсолютно не романтизированную, и это, пожалуй, особенно ценно. Здесь нет "благородных бандитов" (в отличие, например, от сериала "Мир! Дружба! Жвачка!"), нет тезиса о 90-х, как о "времени свободы", и золотая дымка ностальгических воспоминаний о детстве явно не застит глаза автору, да, жизнь друзей-восьмиклассников не сплошной беспросвет, иногда это даже забавные и не без юмора описанные перипетии, но и сами герои, на своем полудетском уровне, и их взрослый создатель вполне отдают себе отчёт, что в реальности вокруг много ненормального и страшного (и древняя хтонь из-под курганов, будем честны, меньшее из зол).  

"Последний день лета" очень хорош в аудио-формате, начитанная Григорием Перелем аудиокнига - редкого качества актерский перформанс, настоящий моноспектакль, южный говор, интонации и акценты персонажей, жаргон бандитов, сленг тридцатилетней давности и вылетающие сами собой подростковые матюки (факт - в романе много мата!): тот случай, когда, понятно, что и автора же надо похвалить, он явно старательно всё это выписывал, но так, как Перель, никакой читатель сам в своей голове не озвучит, и лучше слушать, а не читать.

Комментарии