Сьюзан Хинтон "Бойцовые рыбки"

Самое бессмысленное (простите за резкость), что можно сказать о "Бойцовых рыбках" - что это роман о дорогой цене свободы юных отщепенцев. Мысль про свободу даже в издательскую аннотацию как-то умудрилась прокрасться, вот настолько всё странно со стереотипным восприятием образа хулигана-бунтаря. Как будто на самом деле существует такая социальная дихотомия: "несвобода" - это когда у тебя дом, работа, кредиты и выбор обоев как главный экшн года, а "свобода" - это когда ты понятия не имеешь, что такое медицинская страховка и налоги, зато можешь в любой момент податься, куда глаза глядят, и спать под мостом; и каждый волен сам выбирать, что ему больше нравится. 

Сьюзан Хинтон конечно гораздо умнее, чтобы верить в такую мифическую социалку, и книжка ее, несмотря на всё неистребимое обаяние парней с улицы, о которых Хинтон вообще пишет с самой искренней симпатией, совсем не о том. Она как раз об отсутствии выбора и НЕСВОБОДЕ ее молодых и дерзких, и в этом смысле даже жестче и больнее "Изгоев". В тех все-таки было, пусть хрупкое, ощущение еще незагрубевшей юности, которая надеется, что может быть лучше, что просто нужно чуть больше человечности по отношению друг к другу. В "Бойцовых рыбках" на что-то действительно хорошее не надеется уже никто. 
И, что принципиально важно в контексте разговора о свободе, никто и не выбирает, быть ему уличным бунтарем оторви да выбрось, или примерным налогоплательщиком.

Этого выбора заведомо не существует для 14-летнего Расти-Джеймса, который живет в 60-х в маленьком промышленном городке, с полунищим пьющим отцом, и мечтает стать главарем уличной банды (хоть время самих таких банд уже на излете), равняясь на своего старшего брата Мотоциклиста и романтизируя в душе этот стиль жизни с воровством и кровавыми разборками. Просто в его случае - тотальной безнадеги и отсутствия реальных возможностей к хоть мало-мальски благополучному будущему - такой сценарий кажется самым привлекательным. В нем ты сильный, чувствуешь себя хозяином положения, тебя боятся и уважают, и есть верные чуваки, которые впрягутся, если что, встанут с тобой плечом к плечу. И Расти пока не понимает того, что уже коснулось его брата, рухнуло всей тяжестью, от которой крутой в глазах 14-летки Мотоциклист вдруг стал сам не свой - это не лучший сценарий, а другого, хорошего, выбора не было и нет. Это понимает и их отец, говоря о старшем сыне: "Он родился в неправильное время, и наделен одновременно способностью добиться любой цели, и полным отсутствием цели, которой ему бы хотелось добиться"

Вот в чем вся невеселая социальная правда о свободе - она в наличии выбора, а будет он или нет, не всегда зависит только от тебя самого. И самое черное отчаяние наступает тогда, когда понимаешь, что не зависит. И единственным доступным символическим актом освобождения становятся бойцовые рыбки из зоомагазина, которых ты хочешь выпустить в реку, чтобы им никогда не пришлось драться.

Комментарии