Габриэль Витткоп "Наследства"

С популярностью Габриэль Витткоп вообще дела обстоят довольно прискорбно: у неё есть ровно одна условно известная книжка, которая называется "Некрофил", и, как нетрудно догадаться уже по названию, знакомы с ней, в основном, те, кто застал моду на чтение всяких контркультурных авторов - чем мрачнее, тем нажористей - т.е. где-то между Сорокиным и Луи-Фердинандом Селином, в принципе, могла затесаться "та самая" женщина, которая написала про чувака, чьи вкусы, вот уж действительно, очень специфичны.

(Тут мне каждый раз хочется поспорить, что человеку, знакомому со словом "метафора", грех так буквализировать авторский замысел, но ладно, остановимся на том, что название в целом не врёт, главный герой "Некрофила", кроме шуток, некрофил.)

Так что, если вы не из числа тех, кто мечтает вернуть свой 2007-й и никогда не были фанатом издательства Kolonna, а только оно Витткоп на русском и издавало, едва ли у Габриэль был шанс. А между тем, декадентская эстетика и перверсивные герои далеко не единственное и даже не главное, что можно найти у Витткоп. Недюжинная эрудиция, бритвенно-острый ум, роскошный язык и чувство стиля - вот её козыри. К тому же не в каждой книжке Витткоп кто-нибудь со смаком морально или физически разлагается, есть и гораздо менее хардкорные сюжеты. 

О своем любимом её тексте рассказывала здесь.

Микророман "Наследства" в этом смысле отличная точка входа, потому что в нем ноль шок-контента даже для самого неподготовленного к Витткоп читателя и налицо все её лучшие качества. Действие романа охватывает ровно сто лет, в течение которых на берегу реки Марны простояла вилла "Селена", построенная в 1895 году нежданно получившим наследство и так разбогатевшим директором лицея Селестеном Мерсье. Сам Мерсье впрочем хозяином особняка пробыл недолго, и виллу впоследствии, сменяя друг друга, населяли самые разные люди, а также животные, а также один бессменный призрак. Всех их, помимо места жительства, объединял мотив наследства, часто денежного, но иногда и менее буквального. Вот, в общем-то, и всё, что касается фабулы. 

Роман этот, конечно, о времени и о смене эпох, как если бы "Короткий двадцатый век" Хобсбаума играл на поле фикшена, заручившись поддержкой своего знакового тизера, Belle Époque, вот только Витткоп для реализации такого гигантского смыслового концепта хватает поразительно малого объема и коллекции персонажей, подобранной безо всякой нарочитости, без видимого желания собрать такие специальные, показательные жизненные истории, лучше всего иллюстрирующие своё время. Отчего "Наследства" не давит пафосом внушительного замысла, а напротив, дышит изяществом модернистской традиции очень частного, очень личного искусства и торжества стилизации. Словом, Витткоп не похожа ни на кого! И её роман о вековой вилле - совершенно уникальный образчик панорамного исторического романа, целый мир в крохотной шкатулке, да вдобавок еще и дивное эстетическое удовольствие.

Бонус для любознательных: картина "Смерть могильщика" не самого попсового художника-символиста Карлоса Швабе, которая упоминается в романе, выглядит так⬇️



Комментарии