Книжные итоги года - 2020

Дисклеймер прежний: все упомянутые книжки я читала в 2020-м, но совсем необязательно, что они выходили на русском в этом же году

И мы вновь переносимся в воображаемый Зал славы, где в эти минуты начинается ежегодная церемония награждения лучших из лучших (прочитанных авторкой этого блога). Люстры под потолком сверкают хрустальными снизками, намекая на кристальную ясность выбора, цветочные композиции на столах напоминают, что роза пахнет розой, а алый бархат портьер - что оформитель не знает удержу. Номинанты оживлены и немного волнуются. 

Пока со сцены звучит вступительное слово о том, что "это конечно был тяжелый год для нас всех...", можно попивать шампанское и не вслушиваться, сдались бы еще эти лишние напоминания о неприятном. Дальше говорится о том, что хорошие книжки помогают нам пережить любые трудности, литература - лучшее изобретение человечества, кто бы спорил, пузырьки приятно щекочут нос, краткость - главное достоинство толкового ритора. Награждение по традиции начинается с секции Non-fiction, где в этом году власть захватили историки. 

Под бодрый бит в оркестровке средневековых музыкальных инструментов (кстати, tavernwave и bardcore на пике моды в нынешнем сезоне) забирает свою награду блистательное "Голое Средневековье. Жизнь, смерть и искусство в Средние века" Джека Хартнелла. Следом, за не менее выдающийся, но более бытовой экскурс в прошлое, награждается "Английский дом. Интимная история" Люси Уорсли

На сцену взбирается малайская тупайя, чемпионка по потреблению алкоголя среди млекопитающих, и вручает золотой призовой кубок, предварительно из него отхлебнув, "Краткой истории пьянства от каменного века до наших дней". Тост за ее автора Марка Форсайта прерывает появление пса неопределенной породы, который явно настроен решительно в отношении крыскообразной тупайи. Между ними завязывается борьба, но собачий охотничий инстинкт быстро пасует перед режимом алко-берсерка, включившегося у тупайи, и пса спасает только объявление следующего победителя. "Гладь, люби, хвали: нескучное руководство по воспитанию собаки" Бобковой, Пигаревой и Прониной наводит порядок в животном царстве и забирает свой приз за выдающееся знание собачьей природы.

"Желанья не догонит лучший конь...", - звучит со сцены, и знатоки узнают 51-й сонет Шекспира, желанья наградить самый увлекательный литературоведческий нон-фикшн о творчестве Великого Барда, "И всё это Шекспир" Эммы Смит. Овация великолепной книжке!

Особая благодарность выражается генеральным спонсорам буквосложения в этом году - "Держись и пиши" Екатерины Оаро, за неоценимую моральную поддержку, и строгому, но справедливому ментору (которому, конечно, очень не повезло с названием, но роза пахнет розой, помним) - "Писать как Толстой. Техники, приёмы и уловки великих писателей" Ричарда Коэна.

Приближается кульминация церемонии, а именно награждение взрослой художки, но до того свои заслуженные награды забирают представители детско-подростковой литературы: "Пусть танцуют белые медведи" Ульфа Старка (тут главное не разреветься от бронебойной концентрации душевного тепла, которым проникнута эта небольшая 12+ книжка) и готический "Ночной садовник" Джонатана Оксье, который, между прочим, ничем не хуже книжек Фрэнсис Хардинг, имейте в виду.

Ну, вот и дождались кульминации. Ход королевы! На авансцену выдвигается "Весна" Али Смит. Нет в мире лучше писательницы и нет лучше прозы, всякий раз находящей в нашем сумасшедшем мире искусство и живое сердце. Золотой венец по праву.

И опять "Ход королевы"! На этот раз Уолтера Тевиса. Малайская тупайя предлагает наградить его в номинации "Талант не пропьешь", но роман получает кое-что посерьезней - орден почёта "Шах и мат, пессимисты" за выдающиеся заслуги в области жизнетворного сюжета и победительного духа.

Кстати-кстати, кто это у нас за пятым столиком, рядом с экспрессивной тупайей, скромно попыхивает сигарой и посмеивается в бороду - а это следующий победитель! "Пятый персонаж" Робертсона Дэвиса - алмазный кубок "Нескучная классика" и овация призёру!

В номинации "Дела семейные" в этом году как никогда многолюдно. Что такую номинацию, конечно, только украшает: награды забирают два последних тома "Хроники семьи Казалет" Элизабет Джейн Говард и великолепный роман Энн Пэтчетт "Свои-чужие"

А следующий приз вручает сам Боконон, который по традиции вопрошает: "Может ли разумный человек, учитывая опыт прошедших веков, питать хоть малейшую надежду на светлое будущее человечества?". Правильный ответ знает "Орикс и Коростель" Маргарет Этвуд, за что и получает свой заслуженный приз "Постапок, ведь мы этого достойны".  

"Лучший а la russe года" получает сборник рассказов "Висельники" Кирилла Рябова. А следом за ним другой сборник побеждает в номинации "Молодо, но не зелено" - чествуем "Ты знаешь, что хочешь этого" Кристен Рупеньян

Номинация "Эрудиция это секси": и тут не приходится сомневаться, кому сейчас достанутся лавры - "Некоторые вопросы теории катастроф" Мариши Пессл награждается за свое обаятельное задротство. 

И вновь музыкальная вставка, на этот раз какой-то печальный блюз, но не время унывать (грустный блюз по сюжету просто приманивает Ящера), и на контрасте с этим саундтреком награду получает "Самая веселая книжка года" - "Ящер страсти из бухты грусти" Кристофера Мура.

Наградная часть церемонии окончена! Но лауреаты никуда не расходятся, они, как всегда бывает с хорошими книжками, остаются в памяти и в сердце тех, кто их прочел. Короче говоря, время банкета и вечеринки. Все идут веселиться, трансляции конец, увидимся в следующем году! С Наступающим!

Комментарии